JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Голосование

Вход на сайт



Ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации


2.6. Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся

 

Подготовка профессиональных специалистов на современном этапе определяется кардинальными изменениями, происходящими в Российском образовании, появлением новых ценностей, связанных с саморазвитием, самообразованием и самопроектированием личности.

В настоящее время высшие учебные заведения являются системой, призванной создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда, познания и общения. В связи с этим возрастает роль психологической работы в филиале, обеспечивающей условия для развития субъектного потенциала личности, более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, для повышения собственной психологической устойчивости в преодолении различных трудностей. Именно она и должна выступать как научно-методический и практический центр, реализующий психологическое сопровождение развития личности студента в образовательной среде вуза.

Психолого-педагогическая работа в филиале формировалась на основе «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», и реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников вуза, то есть как оказание психологической, консультативной, методической помощи участникам образовательного процесса; апробацию и внедрение эффективных психологических технологий, инновационных и авторских форм и методов психологической работы; практическую психологическую подготовку студентов учреждения к профессиональной педагогической деятельности в свете поставленных задач.

Психолого-педагогическая работа ведется по оформлению деятельности, общения, сознания и личности студента, то есть: содействие профессионально-личностному развитию студентов через раскрытие их творческого и профессионального потенциала; осуществление психологического просвещения студентов и сотрудников, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки; гармонизация социально-психологического климата образовательного пространства филиала; формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни; содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда; первичная профилактика аддитивного поведения студентов.

В содержание работы по психологическому сопровождению включены вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Круг задач, находящиеся в ведении психолого-педагогической работы, может быть решен только благодаря системному подходу, поэтому она включает в себя психологическое просвещение, психодиагностику, психологическое консультирование и психологическую профилактику.

Однако наполнение содержания обусловлено спецификой будущей профессии и в достаточной мере определяется профессиограммой. При этом в психолого-педагогической работе задействовано и такое направление, как самоизучение (с последующим самоотчетом студента).

Важно отметить и то, что содержание работы и ее инструментария исходит из учета возраста студентов и их студенческого «стажа». Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает: содействие успешной адаптации первокурсников к условиям образовательного пространства филиала; диагностику когнитивной деятельности студентов и разработку рекомендаций по ее развитию; индивидуальное психологическое консультирование студентов по вопросам оптимизации учебной деятельности; оказание конкретной помощи студентам, преподавателям и сотрудникам в решении учебных задач.

В начале учебного года ведется непосредственная работа с первокурсниками, так как у них идет адаптационный период, измеряется их психологический возраст для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности. Психолого-педагогическая работа распространяется и на вторые курсы, имеющие репутацию переломных (анализ на предмет их социальной адаптивности и профессионально важных качеств).

Непременным условием психолого-педагогической работы в филиале являются индивидуальные консультации: разъяснительная работа с конкретным студентом, планирование работы по развитию его дифференциальных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Форма развивающей работы также достаточно традиционна - это тренинги. Для проведения тренингов привлекаются студенты, находящиеся в составе Совета обучающихся и члены отряда «Волонтер». Они выступают в качестве помощников в психолого-педагогической работе. Другим позитивным результатом взаимодействия старшекурсников с первокурсниками становится эффект сотрудничества, формирования товарищеских отношений, несомненно, составляющих основу корпоративности учреждения.

Важная особенность системного подхода в психолого-педагогической работе - привлечение преподавателей и сотрудниками вуза (воспитательный, научный, учебный отделы).

Важность психолого-педагогической работы со студентами состоит в упреждении конфликтных ситуаций, проблем, связанных с адаптационным периодом, а также в формировании знаний у обучающихся индивидуальных и личностных особенностей. Все это позволит прогнозировать им последствия поступков и действий, понимать закономерные связи между ними. Подобное понимание лежит в основе достижения психологического здоровья и безопасности будущего специалиста.

Успех решения поставленной задачи состоит в следующем: разработка и внедрении в филиале системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса; изучении и оптимизации психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах; обучение студентов практическим психологическим методам и методикам (в том числе психодиагностики, психокоррекции, развития интеллектуального и творческого потенциала), ориентированным на достижение опережающего уровня психолого-педагогической подготовки будущих специалистов; формировании у обучающихся практических умений и навыков профессионального самопознания и саморегуляции; умений и навыков эффективного профессионального общения; помощи в решении психологических проблем, связанных с адаптацией к обучению в вузе и профессиональным становлением личности, а также проблем личного характера; психологическом консультировании по проблемам профессиональной деятельности; проведении научных исследований по актуальным для образования проблемам, разработке и внедрению активных методов обучения, совершенствованию содержания и методов психологической подготовки, будущих высококвалифицированных специалистов; информационно-просветительская работа; поведенческой терапии студентов и сотрудников; обеспечении системы психолого-педагогического патроната, консультирования кураторов студенческих групп.

Примерный план психолого-педагогической работы в течение учебной недели: целевое посещение урока; психологическое исследование; групповая консультация для педагогов; индивидуальные консультации для родителей студентов; ведение лекционных и практических занятий.

 

Важной составляющей формирование и развитие целостной личности будущего профессионала является системное и эффективное оказание медицинской помощи в филиале, мониторинг физического состояния студентов, здоровьесберегающие программы. Цель медицинской работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц, подверженных социальным рискам.

Возникновение и обострение заболеваний у студентов в большинстве своем связаны со спецификой обучения: высокая загруженность учебными программами, значительная усталость в конце учебного дня, недостаточная двигательная активность, большие психоэмоциональные нагрузки, сильное чувство тревоги, нарушение режима сна, нерациональное питание.

Умственная работоспособность студентов в учебном году претерпевает волнообразные изменения. Спад умственной работоспособности в период сессий обусловлен не только суммацией утомления, эмоциональных переживаний, связанных со сдачей зачетов и экзаменов, но и так же со значительным снижением их двигательной активности в этот период.

 

К основным мероприятиям по здоровьесбереженью студенческой молодежи нужно отнести: ежегодную диспансеризацию; проведение медицинских осмотров юношей призывного возраста; ежегодные флюорографические обследования; вакцинация и иммунизация обучающихся; оказание первой доврачебной помощи; контроль и мониторинг групп здоровья; проведение общефилиальских кураторских часов в рамках санитарно-просветительской работы; пропаганда здорового образа жизни. 

Социальная помощь студентам филиала оказывается на основании Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и слушателей подготовительных отделений КубГУ, которое разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативными актами.

Стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой студентам, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ,  подразделяются на:

- государственные академические стипендии студентов;

- государственные социальные стипендии студентов;

- стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

- именные стипендии;

- стипендии обучающимся, назначаемые юридическими или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение.

Государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учёбе на основании результатов промежуточной аттестации не реже двух раз в год. Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям:

- отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»;

- отсутствие академической задолженности.

Студентам, сдавшим с оценками «отлично» все дифференцированные зачёты и экзамены в течение семестра и следующей за ним экзаменационной сессии назначается повышенная академическая стипендия.

За особые успехи в учёбе и научной деятельности, активное участие в общественной жизни университета при наличии экономии стипендиального фонда может быть выплачена единовременная надбавка к стипендии.

Государственная социальная стипендия назначается студентам, относящимся к следующим категориям граждан:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- лица, являющиеся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий;

- лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи;

- лица из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» - «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» - «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Порядок назначения и выплаты именных стипендий определяется органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, установившими эти стипендии. Студенты, получающие стипендии Президента и Правительства РФ, а также другие именные стипендии, имеют право претендовать на получение государственной академической стипендии на общих основаниях.

На оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся на очной форме обучения, выделяются средства в размере 25 процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда академических и социальных стипендий.

Основаниями оказания материальной поддержки являются следующие обстоятельства:

1.     Принадлежность к следующим категориям граждан:

-  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

- студенты, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- студенты, являющиеся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий;

- студенты, из семей с доходом ниже прожиточного минимума, установленного законодательством Российской Федерации;

- студенты-участники боевых действий.

         2. В нижеприведенных случаях:

         - в случае смерти обоих родителей;

         - в связи со смертью одного из родителей;

         - в связи с вступлением в брак студента;

         - в связи с рождением ребенка у студента;

         - в связи с состоянием здоровья, требующим прохождения стационарного или долговременного амбулаторного лечения, диагностического дорогостоящего обследования, применением дорогостоящих лекарственных препаратов, диспансеризации;

         - в связи со значительными материальными потерями в случае пожара, затопления, кражи имущества и т.п.;

         - в трудных жизненных ситуациях.

         Студентам из числа детей-сирот и детей, обучающихся по очной форме обучения и оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

         Студентам, обучающимся как за счет средств федерального бюджета, так и с полным возмещением затрат на обучение, за особые успехи в учебе, науке, спорте, культурной и общественной жизни университета может быть выплачено единовременное материальное поощрение из  внебюджетных средств КубГУ.